Экономная тяга поездов

30.07.2021

По информации Топливно-энергетического центра МЖД, плановые показатели, установленные ОАО «РЖД» для полигона столичной магистрали на первое полугодие, выполнены. Общая экономия топлива и электроэнергии порядка 40 млн руб. достигнута за счёт рационального использования подвижного состава и повышения технической грамотности локомотивных бригад.

Основным показателем энергетической эффективности перевозочного процесса является расход ТЭР на выполнение локомотивами или моторвагонным подвижным составом единицы перевозочной работы. Рост потребления энергоресурсов, их стоимость и влияния на окружающую среду заставляют искать пути и способы экономии. Каждые полгода компания устанавливает для дороги плановые нормативы по удельному расходу ТЭР на тягу поездов в зависимости от прогнозируемых объёмов перевозочной деятельности. Их выполнение координируют специалисты Топливно-энергетического центра (НТЭЦ) Московской дороги.

По итогам работы в январе – июне 2021 года плановые нормативы по удельному расходу ТЭР на тягу поездов на столичной магистрали выполнены, – сообщил «Московскому железнодорожнику» начальник НТЭЦ МЖД Максим Крайнов. – В результате на дороге удалось сэкономить 4,2 млн кВт·ч электроэнергии и 480,5 тонны дизельного топлива. Совокупная экономия составила 39,7 млн руб.».

За аналогичный период прошлого года экономия электроэнергии при движении поездов составляла на МЖД 21,8 млн кВт·ч, а дизельного топлива – 621 тонна. Но тогда из-за большего объёма перевозок и план по удельному расходу энергоресурсов на столичной магистрали был больше. Ко всему прочему, дорога его ещё и перевыполнила.

Энергоэффективность перевозочного процесса, то есть выполнение плановых показателей удельного расхода ТЭР, обеспечивают все дирекции – тяги, скоростного сообщения и моторвагонного подвижного состава, а также Пригородная пассажирская компания.

По словам Максима Крайнова, одним из узких мест в обеспечении энергоэффективности перевозочного процесса в первом полугодии значился некорректный учёт расхода электрической энергии на тяговые нужды на приписном парке поездов собственности АО «Центральная ППК». Дело в том, что существовала разница между объёмами расхода электроэнергии по показаниям счётчиков тяговых подстанций и её расходом в соответствии с показаниями счётчиков подвижного состава.

«Выявленные замечания по учёту были в итоге устранены. Это способствовало снижению уровня дисбаланса электропотребления (условных потерь электроэнергии) в контактной сети на полигоне дороги с 14,27% до 13,64% в текущем году. Расход электроэнергии снижен на 10,3 млн кВт·ч», – сообщил руководитель НТЭЦ.

Есть конкретные результаты и от мероприятий по снижению энергопотребления на подвижном составе Дирекции тяги и моторвагонников. Одна из мер – повышение эффективности рекуперативного торможения и обучение этой технологии работников локомотивных бригад.

«Работники должны понимать, какой положительный эффект достигается за счёт использования рекуперации. Речь идёт не только о снижении энергоёмкости перевозочного процесса в целом, но и об экономии расходных материалов. Большое значение для минимизации расхода ТЭР имеет опыт вождения поездов. В депо столичной магистрали машинисты-инструкторы, возглавляющие колонну, регулярно проводят обучающие инструктажи по экономии топлива. А сли у кого-то из машинистов на протяжении нескольких месяцев происходит перерасход, или как в таких случаях говорят «пережог», то с таким работником инструктор обязательно проводит целевую поездку, в движении объясняя подопечному его ошибки и показывая, что необходимо делать, чтобы их избегать. Эта работа имеет эффект. За первое полугодие 2021 года в Московской дирекции тяги количество машинистов с систематическим перерасходом дизельного топлива на тягу поездов снижено на 6,6% в сравнении с тем же периодом прошлого года (с 632 до 590), объём возвращённой в контактную сеть электроэнергии от применения рекуперативного торможения увеличен к уровню первого полугодия 2020 года на 13,7%, что позволило сэкономить на закупке электроэнергии порядка 55 млн руб.», – говорит Максим Крайнов.


Назад к списку