Правительство предлагает арестовывать вагоны из недружественных государств

22.03.2022

Правительство России в рамках мер поддержки транспортного комплекса в условиях санкций предложило разрешить арестовывать железнодорожные вагоны, принадлежащие компаниям из недружественных государств. Законопроект с такой нормой был внесен в Госдуму 10 марта.

Задачей проекта, следует из пояснительной записки, является исключение рисков применения в России решений международных организаций, «потенциально противоречащих интересам РФ». В документе поясняется, что сегодня членами Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (наднациональный орган, определяющий политику на «пространстве 1520» - с отечественной железнодорожной колеей 1520 мм) наряду с Россией являются Украина и прибалтийские государства. В закон «О железнодорожном транспорте» предложено вписать право Минтранса «определять особенности применения на территории России актов совета, а также иных международных организаций» в области железнодорожного транспорта.

Этот совет определяет трансграничные тарифы на перевозки, технические требования по перевозке грузов и пассажиров и т. д. «Цель законопроекта - наделить Минтранс правами ограничивать решения совета и других наднациональных органов по железнодорожному транспорту», - говорит президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин.

По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, в предложении есть понятная логика, так как в условиях санкций и проблем с Украиной и Прибалтикой есть риски, что в работе международных органов усилится влияние геополитики, и нужен инструмент, ограничивающий потенциально опасные для экономики России решения. «Конечно, это может негативно сказаться на взаимодействии с этими государствами, но нужно понимать, что Россия уже сейчас объективно сделала выбор в части стратегического поворота в восточном направлении. Взаимодействия с Украиной в любой форме уже не будет, только с теми территориями, которые будут независимы от Украины. С Прибалтикой логистическое взаимодействие тоже будет сокращаться», - добавил он.

В том же законопроекте есть и норма по отчуждению вагонных парков других государств. Сейчас у России нет реальной возможности удержать подвижной состав, принадлежащий «иностранным администрациям, в том числе Украины и прибалтийских государств, в ответ на возможное удержание ими российских вагонов», поясняется в записке. С учетом «повышенного риска наложения на российские компании санкционных ограничений» есть необходимость «регулирования отношений в области пономерного учета» (вагонов), говорится в документе.

Источник среди операторов пояснил «Ведомостям», что пономерной учет вагонов можно сравнить с номерными знаками на автомобилях, поэтому не понятно, как именно это связано с изъятием имущества. «Законопроект устанавливает требование об обязательном прохождении пономерного учета, который может стать фундаментом для разработки и принятия других законодательных актов, которые и позволят арестовывать в России зарубежные вагоны», - рассуждает он. По его словам, на Украине действительно находится какое-то количество российских вагонов, но даже не может идти и речи об их возврате до окончания специальной военной операции. «Этим просто никто не будет заниматься», - считает собеседник.

Какое количество российских вагонов находится на Украине и какое количество украинских и прибалтийских - в России, источники в операторских компаниях не знают, так как такие подсчеты ведут только железнодорожные администрации. В РЖД от комментариев отказались.

По словам Иванкина, вагонные парки находятся в общем обращении на пространстве 1520. «Проблема ограничения курсирования может негативно сказаться на обращении вагонов», - считает он. По данным эксперта, удержание на территории России может затронуть порядка 10 000-12 000 вагонов. Подсчеты Бурмистрова сопоставимы: вагонов из Литвы, Латвии и Эстонии на сети РЖД в феврале 2022 г. было около 12 200, с Украины - 660.

В январе 2022 г., по данным Бурмистрова, в направлении станций Украины из России было отправлено по железной дороге почти 2,5 млн т грузов, в том числе 1,37 млн т угля, 483 000 т руды, 201 000 т нефтеналивных грузов. «Это примерно 36 200 вагонов. При этом значительная часть отправок - это территории ДНР и ЛНР, железнодорожной сетью которых управляет ТК «Железные дороги Донбасса», или транзитные отправки», - пояснил эксперт. По его данным, сейчас российский парк в целом - более 1,2 млн вагонов.

По мнению партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Сергея Учителя, появление законопроекта является логичным продолжением формирования «в спешном порядке новой российской законодательной базы, обеспечивающей хоть какое-то подобие правовых оснований для введения РФ ответных мер на введенные Западом санкции». Он напомнил, что актами президента и правительства уже запущен «санкционный законодательный принтер»: утвержден список недружественных государств, в отношении которых могут применяться те или иные ответные ограничения и запреты (в список 5 марта было внесено 48 государств и территорий, в том числе страны ЕС и Украина. - «Ведомости»).

По мнению Учителя, необходимо исходить из того, что обращение в госсобственность имущества, находящегося в собственности граждан и юрлиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости имущества и других убытков в порядке, установленном Гражданским кодексом. Наложение ареста или обращение взыскания на имущество должника по обязательствам возможно исключительно на основании решения суда, уточняет он. Удержание имущества, по словам юриста, может производиться в случае неисполнения должником в срок соответствующего обязательства. «Произвольное ограничение права собственности является незаконным», - напоминает Учитель.

Основатель и главный исполнительный директор консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко говорит, что в целом существуют законные условия изъятия объектов из оборота или наложения на них ограничений в связи с определенными нарушениями. «Это может быть административная ответственность, уголовная, гражданско-правовая. Если, например, одно государство или страна задолжали другому государству, то может быть изъято имущество в счет долгов», - пояснил он. По мнению Ткаченко, если одно государство будет изымать вагоны у другого и наоборот, то это означает полный разрыв торговых взаимоотношений, в том числе по железнодорожному транспорту. «Тогда мы придем к такой ситуации, как сейчас на воздушном транспорте. Компании перестают летать в другие государства из-за опасений, что будут изъяты лизинговые самолеты», - пояснил он.


Назад к списку