Россия испытала самый технологичный локомотив в мире

19.12.2022

В этом году успешно прошли испытания новейшего асинхронного тягового электродвигателя (АТЭД), который стал «начинкой» нового поколения ж/д локомотивов. Российские разработчики из АО «Трансмашхолдинг» представили свою новинку в 2021 году на выставке «Продвижение ЭКСПО». Тогда она стала суперпремьерой международного салона. А сегодня локомотивы этого семейства уже активно поступают на линии РЖД.

ТЭМ23 - это идеальная модульная конструкция, которая гораздо проще прежних моделей в сборке, эксплуатации, обслуживании и ремонте. Тепловоз состоит из несколько модулей: силовой установки, холодильной камеры и кабины машиниста, вспомогательного оборудования и пневматической установки. На сегодняшний день это самый технологичный локомотив в мире, характеристики которого пока никто не смог повторить.

Мощность двигателей - 309 и 368 квт. В зависимости от требуемой мощности может работать на одном движке или сразу на обоих. Сотрудники депо, проводившие опытный пробег локомотива, высоко оценили его возможности. Они не привыкли к тому, что мощности всего четырех осей хватает, чтобы подавать поезда «на горку» с грузами по 4600 и 6000 тонн. При этом тяга набирается очень быстро, и тепловоз позволяет делать любую маневровую работу.

Это первый локомотив, который оборудован системой удаленного управления «Автомашинист», (разработчик «ЛокоТех-Сигнал») с тремя режимами функционирования: беспилотное движение, обнаружение препятствий и дистанционное управление. Также здесь установлена новейшая система безопасности «Борт».

За счет высокой эффективности и технологичности новый локомотив максимально экономичен. По расчетным показателям, расходы на ТО и ремонт будут снижены на 47%.

Машинисты, проводившие испытания, отметили огромную экономию всех моторесурсов, а за смену использовали в 2 раза меньше топлива, чем на ЧМ3. Предполагается, что в ходе эксплуатации экономия топлива и масла составит 30%.

Специалисты особо отметили, что за счет сокращения расхода топлива также вдвое уменьшились выбросы в атмосферу. Выходит, что ко всем плюсам локомотив еще экологичен и безопасен.

Футуристичный стиль экстерьера ТЭМ23 разработан компанией «ТМ инжиниринг» вместе с Национальным центром промышленного дизайна и инноваций. Стилистика выполнена в бренде ДНК. Сам концепт дизайна заслуженно получил международную премию в области промышленного и графического дизайна Good Design.

Два первых локомотива, собранные на Брянском машиностроительном заводе, уже прошли начальные испытания. В локомотивном депо Брянск-2 РЖД в Брянской области машины совершили тестовый 300-часовой пробег.

Кабина, со слов специалистов, очень комфортная: посадка, круговой обзор и полное остекление, приборы управления расположены эргономично. Машинисты говорят, что у них «все находится под рукой: тормоз, набор скорости и реверс, все параметры перед глазами - очень удобно...».

Кабина соответствует всем санитарно-гигиеническим нормам: улучшенная шумовиброизоляция, есть микроволновка и холодильник, система обеспечения микроклимата, автономный отопитель, светодиодное освещение и даже шторки на окнах.

К настоящему времени на Брянском машиностроительном заводе уже закончилась модернизация производства. Благодаря переоснащению планируется запустить серийный выпуск ТЭМ23.

На эти цели уже израсходовано более 1,7 млрд руб. 46% этих средств - льготные займы от Фонда развития промышленности в рамках программы «Проекты развития». Серьезные инвестиции пошли на закупку 20 единиц новейшего технологического оборудования и приборов.

Разработчики отметили, что на платформе новейшего тепловоза, скорее всего, будет создана еще более современная линейка маневровых локомотивов.


Назад к списку