В том, что Серпухов имеет статус города промышленного, пролетарского никто не сомневается даже в нашу постиндустриальную эпоху. Одним из ярких примеров современного производства является ООО «РАТЕП-ИННОВАЦИЯ», которое внедрило новейшие технологии в старинном производственном комплексе бывшей фабрики «Красный Текстильщик».
«РАТЕП-ИННОВАЦИЯ», переехав в 2015 году на эту площадку, как бы, подчеркнула связь времен. Было время, когда эти производственные корпуса входили в состав огромного Хлопчатобумажного комбината (ХБК), имевшего союзное значение. И вот теперь, когда не стало уже ХБК, производственные комплексы, построенные еще до революции, не заброшены, не разрушены, а используются по своему прямому назначению – для выпуска крайне необходимой стране продукции.
На этом фоне особенно ярким становится, незначительное на первый взгляд событие, не так давно случившееся на предприятии. На завод пришла женщина-ветеран, Королева Анна Никитична, проработавшая здесь всю свою жизнь, начиная со времен Великой Отечественной войны. Естественно, ветерана провели по обновленным помещениям, все показали и рассказали, а взамен послушали ее рассказ, из которого вышло небольшое интервью.
- Анна Никитична, что привело вас на фабрику? Когда это произошло?
- На фабрику меня привел мой дядя, он и сам здесь работал. Это было почти перед самой войной, я как раз закончила «семилетку» и мне предложили должность секретаря директора.
- Получается, что во время войны вы работали на «Красном Текстильщике»?
- Не совсем так. Сначала работала здесь, а потом, в 1944 году у нас произошло объединение Ситцевой фабрики и фабрики «Красный Текстильщик». Наш Красный переехал на Ситцевую, поэтому и получилось, что я ушла, так как на Ситцевой фабрике уже был секретарь. Директор позвонил на завод «Металлист» и попросил меня устроить. Пошла работать кладовщицей, получала детали, комплектовала, оформляла документы. Потом я вернулась на фабрику и отработала на ней 45 лет.
- Трудно приходилось в военные годы?
- Война, это тяжелое испытание не только для фронта, но и для тех, кто был в тылу. Работали с восьми часов утра до восьми вечера. Я сама во время войны работала, пока директор на фабрике - домой не ухожу, пока он не уйдет. Бывает и отпустит, а бывает, говорит: "Сиди, жди! Вдруг Москва позвонит…" Положение такое было, директора даже обедали на рабочем месте. Все делали для фронта.
- Анна Никитична, расскажите что-нибудь еще о том времени, когда шла война…
- У меня сестра была старшая, но ее на фронт взяли сразу, как только война началась. В Москве они ждали, пока эшелону дадут дорогу, чтобы отправляться на фронт. Сестра моя очень любила кино, и они с подругой в Москве отпросились у дежурного офицера в кино. Хорошо, что офицер записал в журнал, что они отпросились. Пошли кино смотреть, а эшелон ушел на фронт без них. Всех разбомбило, все погибли. Это чтобы не умереть и остаться в живых, надо было в кино сходить – вот она судьба-то какая.
- Раньше на фабриках и заводах Серпухова работали, чуть ли, не целыми семьями. А ваши родственники тоже на «Красном Текстильщике» работали?
- Ну, я уже сказала, что в самом начале на фабрику меня привел мой дядя. Отец тоже работал на фабрике мастером, потом на пенсию пошел, заболел и я за ним ухаживала. У мамы было четыре сестры и все на фабрике работали, кто в прядильном цеху, кто в ткацком цеху, кто где.
Моего племянника электрика фабрика послала учиться. Он окончил институт в Москве на механика, вернулся на фабрику и стал грамотным инженером. Брат мастером был и получал награды.
Все у нас получалось: и работали, и учились, и помогали везде, и в колхоз ездили, и подсобным хозяйством занимались. Все мы были работягами, где только не работали, нигде не отказывались и детей воспитывали. Такие годы были.
- Наверное, приятно вспоминать времена расцвета ткацкого производства? Сейчас ведь такого уже нет…
- Есть, что вспомнить, фабрика была большая: ткацкий отдел, прядильный, шлифовальный, котельная была, начинал работать трепальный отдел. Всего нас тысяч пять, наверное, работало. Присылали к нам из Ташкента целые рулоны, мешки с хлопком, которые мы обрабатывали.
Наша фабрика всегда первые места занимала в соревнованиях. Начальство к нам часто приезжало из управления, даже министр текстильной промышленности Косыгин Алексей Николаевич наведывался.
- Анна Никитична, а вот если сравнить то, что было раньше и то, что вы увидели сейчас на нашем производстве, то какие у вас впечатления?
- Впечатления от вашего производства у меня очень хорошие - все новое. Сейчас я с трудом узнаю родную фабрику, у нас-то все было попроще. А теперь я вижу не фабрику, а настоящий институт, я рада, что предприятие живет.